Сенсорная комната. Кому она необходима?
Сенсорная комната сегодня используется в медицине, логопедии, психологической и педагогической практиках. Сенсорная комната позволяет решить множество задач, среди которых можно отметить достаточно серьезные:
- Развитие двигательного аппарата;
- Психоэмоциональное и мышечное расслабление;
- Стабилизация эмоционального фона;
- Развитие сенсорной функции;
- Активация функции центральной нервной системы;
Использование сенсорной комнаты в рамках образования
Посещение сенсорной комнаты может носить положительный эффект в случаях:
- если необходима помощь в социально-педагогической коррекции детей;
- если требуются развивающие занятия с детьми с различными нарушениями сенсомоторики;
- если нужна помощь в решении социальных проблем школьников;
- если нужно откорректировать игровой процесс.
Часто сенсорные комнаты применяют в качестве релаксационной методики здоровых людей, организации отдыха и игровой деятельности детей, в том числе и в рамках детского сада. Сенсорная комната положительно влияет на людей, которые по каким-либо причинам обременены негативным состоянием. Занятия в сенсорной комнате помогают человеку начать получать ощущения радости от жизни, вернуться к активной жизненной позиции, если таковая была потеряна.
Рекомендации к применению
Время разового посещения сенсорной комнаты
Среднее время, показанное для нахождения в сенсорной комнате – 40-45 минут. Меньшее количество времени показано детям с высокой возбудимостью. Но чаще всего процедуры в сенсорной комнате проходят под наблюдением квалифицированного специалиста, который создает индивидуальный график для каждого. За выбранный временной интервал отвечают причины, которые привели человека в сенсорную комнату, а они в свою очередь определяют использование конкретного необходимого оборудования.
Форма проведения занятий
Что касается формы проведения, то она напрямую зависит от творческого подхода психолога-педагога и индивидуальных особенностей пациента. Сенсорное оборудование позволяет проводить как индивидуальные, так и групповые занятия до 4-х человек. Конечно, пациентов может быть и больше, но этот вопрос завит от возраста людей, целей занятия и размера помещения. В том случае, если ребенку необходимо достичь максимальной релаксации, занятия проводятся индивидуально. Все занятия с детьми проходят в режиме игровой деятельности, длительность занятия определяет специалист, исходя из индивидуальных особенностей детей.
Какие имеются противопоказания
Как и в любой другой деятельности, для использования сенсорной комнаты также имеются противопоказания, к которым относятся заболевания инфекционного характера и сильная умственная отсталость. Эпилептически припадки, проявляющиеся достаточно часто также станут препятствием для работы в сенсорной комнате, в этом случае можно будет использовать лишь релаксационные приемы.
В работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо следовать рекомендациям невропатолога, также ограничения по использованию некоторого оборудования касаются и тревожных детей с гипервозбудимостью.
Методика
Методик работы в сенсорной комнате достаточно много, среди них можно выделить звукотерапию, светотерапию, ароматерапию, занятия по развитию тактильных ощущений и другие.
Свето- и цветотерапия
Познание окружающего мира происходит с помощью зрения и ему отдается более ответственная роль, поскольку с помощью зрения человек получает большую часть информации. Мышечное и нервное напряжение достаточно просто снять, если посмотреть на какие-то прекрасные изображения или же увидеть красивую картину. Цвето- и светотерапия воздействуют на человеческий организм непосредственно через зрение.
Тем людям, кто периодически страдает от сезонной депрессии, хорошо помогает именно светотерапия. Симптомы обычно проявляются в тот момент, когда человек не получает должного количества солнечного света.
На общее настроение и состояние человека хорошо воздействует цветотерапия. Еще много сотен лет назад египтяне возводили храмы цвета, которые являлись целительными. Каждый цвет имеет свое влияние на человеческий организм, например, синий обладает успокаивающим эффектом, а желтый в свою очередь наоборот тонизирует.
Звукотерапия
Звуковое наполнение присутствует в нашей жизни постоянно, но не каждый звук может быть приятным и полезным. В некоторых случаях он может отторгать и диссонировать. Неприятный шум может вызвать раздражение, нарушить логику и вызвать неуверенность в себе или в определенных действиях. В то время как существуют и благотворные для организма звуки. Их много, соответственно, и звукотерапия подразделяется на более специфические направления. Одним из ее ответвлений является музыкотерапия, она основана на влиянии музыкальных произведений на общее психологическое состояние человека.
Еще в древности всем было известно благоприятное воздействие на человека различного рода музыкальных мелодий. Если слуху приятны мелодии, то они вызывают положительные эмоции, усиливая внимание, тонизируя центральную нервную систему.
Музыкотерапию можно разделить на активную и пассивную. Пассивная музыкотерапия подразумевает под собой прослушивание разных музыкальных произведений.
Активная же музыкотерапия имеет ввиду непосредственное участие в исполнении музыкальных произведений. В этом случае используются различные музыкальные инструменты или же собственное тело. Человек может выстукивать определенный ритм, хлопать, топать и др. Общее музыкальное творчество - это коммуникативные навыки, формирование выдержки, появление самоконтроля и снижение застенчивости.
Еще одно направление в лечении музыкой – это звуки природы. Как самостоятельной такой методики не существует, но она полноценно вписывается в различные направления традиционной медицины.
Использование сенсорной комнаты для различных возрастных категорий
Дети до года
При проблемах с перинатальным поражением ЦНС занятия в сенсорной комнате становятся весьма полезными. Это основное направление медико-педагогической коррекции детей до года. Все занятия строго индивидуальны, но бывают случаи и малых подгрупп.
Если на занятиях будет присутствовать мама или папа, то малыш будет менее тревожным. Количество и длительность занятий индивидуально для каждого пациента и зависит от эмоциональности малыша и его адаптационных особенностей. Обязательно проводится диагностика перед тем, как начать занятия, чтобы выявить основное направление, в котором нужно будет работать.
Работа сенсорной комнаты для детей раннего возраста направлена на:
- Коррекцию ориентировочных реакций и зрительно-моторной координации;
- Коррекцию слуховых реакций;
- Развитие тактильных ощущений;
- Эмоциональное развитие;
- Развитие моторики.
Дети дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это время, когда развивается восприятие ребенка. Сформировавшееся восприятие позволяет развивать мыслительные процессы, внимание и память. Именно поэтому так важно своевременное формирование зрительного, слухового и тактильного восприятия.
Дети подросткового возраста
Переходный возраст – это достаточно нестабильное время как для ребенка, так и для его родителей. В этот период дети становятся эмоционально нестабильными, часто настроены на разрушение и им как никогда требуется помощь, от которой они, как правило, отказываются. Использование сенсорной комнаты для работы с детьми подросткового возраста поможет создать доверительную атмосферу для решения более глубоких проблем, среди которых можно отметить:
-
Эмоциональный дискомфорт, тревога;
-
Раздражительность;
-
Посттравматический синдром;
-
Ранимость и повышенная обидчивость и др.
Итак, можно подвести небольшой итог. Использование сенсорной комнаты можно рекомендовать людям с различными проблемами: от простого стресса до дисфункции центральной нервной системы. Для того, чтобы процесс реабилитации проходил быстрее и качественнее, курс занятий необходимо проходить под надзором квалифицированного специалиста, а иногда и медицинского персонала. Стоит отметить и то, что методика занятия должна быть индивидуальной для каждого пациента.