Служба ранней помощи. Что должны знать о ней родители особенных детей?
В семье родился ребёнок с выраженным дефектом развития. Для родителей нет ничего более неконструктивно, чем положить годы жизни на поиски ответов на вопросы вроде «Кто виноват?» или хуже того «За какие грехи?».
Здравомыслящих и любящих родителей должен волновать только один вопрос – что можно и нужно сделать, чтобы помочь своему ребёнку. Очень редко инвалидность означает «растительное существование». У современной медицины и коррекционной педагогики есть знания и возможности, чтобы развивать детей с инвалидностью, дать им образование, адаптировать к жизни среди здоровых сверстников.
Огромная роль в решении вышеперечисленных задач отводится службе ранней помощи.
Это понятие вошло в нашу жизнь не так давно, поэтому вопросы, касающиеся целей, задачей и способов оказания такой помощи требуют разъяснений.
Насколько мамы и папы информированы о самой сути ранней помощи? Кто им рассказывает о том, куда можно и нужно обратиться, если помощь необходима? Оправдывает ли эта помощь надежды, которые на неё возлагают родители особенных детей? И как вообще определить, нуждается ли ребёнок в специализированной ранней помощи?
До утверждения правительством РФ концепции развития ранней помощи в 2016 году, помощь особенным детям начинали оказывать с 3-х лет. Нарушения в развитии зачастую выявлялись слишком поздно, и соответственно, помощь, которую могли оказать детям специалисты, уже переходила из разряда «ранней» в категорию «опоздавшей». Теперь же ранняя помощь положена детям от рождения. Кто в ней нуждается? Дети с серьезными заболеваниями или с рисками их развития, а также детям из биологической и социальной групп риска.
Если конкретизировать, то список нуждающихся в помощи выглядит так:
-
Дети с выявленными отклонениями в развитии — нарушениями слуха и зрения, серьёзными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, наследственно-дегенеративными аномалиями в развитии, врожденными аномалиями в развитии, органическими поражениями ЦНС, нервно-психическими нарушениями.
-
Дети биологической группы риска, чьи мамы во время беременности переболели инфекционными и вирусными заболеваниями, а также дети, перенесшие родовую травму и др.
-
Дети социальной группы риска, чьи родители имеют психические заболевания, страдают алкоголизмом, наркоманией и др.
В подавляющем большинстве случаев о том, что ребёнку необходима ранняя помощь становится известно либо уже в роддоме (если речь идёт о наиболее заметных нарушениях), либо в поликлинике во время профилактического осмотра.
Однако случается, что нарушения в развитии ребенка замечает не врач, а, скажем, логопед в детском саду, или дефектолог, или социальный работник.
Исходя из вышесказанного, ясно, что ранняя помощь ребёнку может и должна оказываться комплексно. Как правило, в команде «помощников» задействовано сразу несколько специалистов: психолог, дефектолог, логопед, педагог дополнительного образования, социальный педагог, инструктор по физической культуре, музыкальный и медицинские работники. Бывает, что в состав команды привлекаются и другие специалисты.
Команда службы ранней помощи потому и называется командой, что все специалисты, входящие в неё, работают над решением общей задачи – помочь ребёнку преодолеть существующие проблемы развития, а также оказать социально-психологическую помощь семье, где растёт такой ребёнок.
Как же на деле осуществляется ранняя помощь ребенку и семье?
Первым делом создаётся программа индивидуального сопровождения ребенка (каждый специалист – логопед, дефектолог, психолог и т. д. - разрабатывает свою программу диагностики и коррекции). Все программы строятся с учетом сильных сторон ребёнка, определить которые - одна из многочисленных задач специалистов службы.
Затем все разработанные программы обсуждаются на консилиуме командой специалистов, принимаются общие требования, учитываются желания родителей и возможности ребенка. По итогам этой работы организуется междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи.
Приоритетное внимание уделяется не только работе с маленьким подопечным, но и обучению родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
Следующий этап предполагает отслеживание эффективности оказания ранней помощи. Если возникает необходимость, в индивидуальную программу вносятся дополнения и изменения.
Необходимо отметить, что существует внушительный перечень дидактического оборудования, которое методисты рекомендуют использовать как специалистам службы, так и родителям особенных детей. В этот перечень, к примеру, входят порошковые нетоксичные краски для рисования пальчиками, всевозможные погремушки, мячики, пирамидки и конструкторы, музыкальные механические игрушки, издающие приятные звуки, музыкальные инструменты, фигурки зверей и многое другое.
Помимо оказания комплексной помощи ребёнку с выявленными отклонениями в развитии, у службы ранней помощи есть и другие задачи, в частности, на неё возложена информационно-просветительская, консультативная и, как уже говорилось, психологическая помощи семье.
Ранняя помощь – это услуга не только для ребенка, но и для его семьи. Выявление у малыша дефекта развития, а тем более подтверждение инвалидности чаще всего вызывает у родителей стрессовое состояние, из которого выбраться самостоятельно под силу немногим. Так что не в последнюю очередь помощь нужно оказывать самим родителям. К тому же мамам и папам важно знать, как может измениться ребёнок, если вовремя приложить определенные усилия.
Стоит признать, что на сегодняшний день, оказание ранней помощи ещё не приобрело системный характер. Но инициаторы концепции рассчитывают, что в каждом регионе будет создана своя региональная программа ранней помощи и единый координационный центр, куда будут попадать сведения о детях, нуждающихся в помощи.
Важно, чтобы междисциплинарный набор специалистов в каждом центре ранней помощи соответствовал требованиям – в службе должны работать исключительно профессиональные педагоги и психологи. Качество услуг обязано быть на высоте; дилетантство здесь недопустимо.
Ну и, конечно, надо понимать, что работа даже самых лучших специалистов не даст должного эффекта, если она не встретят поддержки в семье. Именно поэтому специалисты службы ранней помощи особенно внимательны к запросам родителей, которым очень непросто - они учатся создавать условия для жизни и развития своего ребенка, пусть «сложного», но родного и любимого. Специалисты, на занятиях обучают родителей технологиям и формам помощи ребенку, подсказывают им, как справляться с особенностями развития и поведения малыша.
Только от совместных усилий родителей и специалистов службы ранней помощи зависит, как скоро и сколь успешно ребёнок приобретёт функциональные навыки, а вместе с ними необходимый ему жизненный опыт.