Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте. Оборудование для их организации.
Сюжетно-ролевые игры, важность которых отмечала ещё «бабушка» советской педагогики Надежда Крупская, актуальны сегодня не меньше, чем 100 лет назад. «Игра для дошкольников – способ познания, окружающего», - говорила главный идеолог образования страны Советов.
Несмотря на то, что в распоряжении современных детей гораздо больше «способов познания, окружающего», игра - не виртуальная, а самая что ни на есть «живая», по-прежнему числится в фаворитах.
Говорят, что наших детей трудно оторвать от гаджетов. Да, это так. Но попробуйте предложить ребёнку игру из тех, что так нравились нам самим, «когда деревья были большими». Какую-нибудь вариацию на тему «Дочки-матери». Сто против одного, что ваш малыш заинтересуется.
Теперь главное не опустить планку. То есть, когда ребёнок в следующий раз сам попросит вас поиграть с ним в «школу», «больницу» или «парикмахерскую» (а этот следующий раз непременно наступит), следует не отговариваться делами, а мужественно соглашаться побыть пациентом, пассажиром автобуса, или покупателем в магазине. Поверьте, эти совместные ролевые игры принесут не только практическую пользу (помните, что говорила Крупская?), но и массу интересных переживаний, а впоследствии – приятных воспоминаний.
Если у вас уже есть опыт подобного времяпровождения со своими детьми, то вы наверняка заметили: ребенок в игре, как правило, стремится взять на себя роль взрослого. Почему? Вероятно, потому, что эта роль даёт возможность самостоятельно принимать решение. Это же так заманчиво - самому назначить лекарство больному папе, пожурить за плохие оценки маму, сделать вечернюю причёску бабушке, научить деда пользоваться столярными инструментами… Детскому воображению нет предела, и это замечательно.
Меняется общество (читай – окружающий мир), меняется и тематика сюжетно-ролевых игр. Детям становятся интересны игры «в спасателей», «в автосервис» и даже, в «выборы». Всё то, что отражает современную жизнь, а также взаимоотношения между людьми, которые остаются в приоритете во все времена.
Классификация детских ролевых игр
Методисты классифицировали детские ролевые игры по сюжетам; в результат получилось 3 группы, которым дали условные названия.
Производственные сюжеты развиваются в таких играх как «магазин», «больница, «кафе», «школа», «парикмахерская», «автосервис» и т. п.
Бытовые сюжеты разыгрываются в «семье», «уборке», «на даче», «приготовлении пищи» и т. п.
Общественно-политические сюжеты получают развитие в играх «в войну», «в индейцев», «в выборы», «в спасателей» и т. п.
Встаёт вопрос: какие игрушки помогут ребятам в полной мере насладиться игрой?
Конечно, и «в больницу» и в «автосервис» можно играть, используя всякие «похожие» предметы, но карандаш вместо градусника это, что ни говори, даже не вчерашний, а позавчерашний день.
Сегодня в распоряжении наших детей игры и игрушки, которые делают процесс обучения и воспитания весьма привлекательным для ребят. Речь, прежде всего идёт об оборудовании, которые рекомендуют приобретать в детские сады.
Что же представляет собой оборудование для игр с сюжетами на производственную тему?
Магазин
Игра «Магазин» покажется детям намного интереснее с набором «Супермаркет», в который включены витрина, зонтик, вывески, весы, ценники, денежные купюры, а также муляжи разнообразных фруктов и овощей.
Хорош настольный набор «Магазин», включающий оборудование рабочего места продавца, а также весы, кассовый аппарат, монеты, муляжи фруктов и овощей.
Не лишними будут отдельные наборы фруктов и овощей – ведь детей в группе много, а значит и «покупателей» может оказаться немало.
Кто-то из тех, кому за 40, возможно, скажет: «Подумаешь! Мы тоже в детстве играли в «Магазин», вырезали «денежки» из тетрадки в клетку, «яблоки» лепили из пластилина и были вполне довольны!». Может, просто взрослые стали забывать, как их мамы и бабушки в своё время говорили: «Подумаешь, «говорящая» кукла! Мы мастерили кукол из тряпочек и палочек и были счастливы!»?
Так что всё закономерно: меняется жизнь, а вместе с ней совершенствуются игры и игрушки. И нам остаётся только порадоваться за наших детей, имеющих возможность узнавать мир с помощью новых изобретений.
Справедливости ради, отметим, что лет 40-50 назад в «Детском мире» тоже можно было «отхватить» что-нибудь интересное, например, игрушечный врачебный набор. Понятно, что счастливчиков, обладающих заветным чемоданчиком доктора, было не так уж много. Сегодня – совсем другое дело. Слово «дефицит» практически исчезло из употребления, а большинство игровых наборов вполне доступно по цене, по крайней мере детские сады могут их себе позволить.
Больница
Игра в «Больницу» станет куда достовернее при наличии набора «Больница игровая» (в набор входит: ростомер, ширма, стол окулиста, кушетка, напольные весы).
Не помешает тележка доктора с инструментами (фонендоскоп, лоток, пинцет, шприц, разнообразные упаковки с «лекарствами», лейкопластырь, ножницы, термометр медицинский, молоток невропатолога и др.)
Мечта многих дошкольников - игрушечный чемоданчик доктора, в котором находится всякая всячина: лоток, ножницы, пластырь, баночка для таблеток, капсулы, шприц, фонендоскоп, очки окулиста, молоток невропатолога, аппарат для измерения объема легких и др. Такой чемоданчик будет очень кстати и для игр дома, где пациентами, конечно же, выступят члены семьи.
Разнообразные куклы, специализированные машины: «Скорая помощь», «Пожарная», и т. п. - незаменимые участники почти любой игры с сюжетом и распределёнными ролями.
Профессии
Есть игры, которые подстёгивают желание ребенка выступить в роли человека, обладающего «взрослыми» профессиональными навыками. И есть игровые комплекты, которые ему в этом особенно помогают. К ним можно отнести:
-
набор инструментов слесарный (дрель, клещи, отвертки, болты, гайки, различные крепежные детали, ножовка, молоток, защитные очки, каска, значки по технике безопасности и др.);
-
набор инструментов столярный (молоток, тиски, дрель, пила, стамеска, отвертка, рулетка и др.);
-
набор «Парикмахерская» (различные расчески, фен, зеркало, резинки для волос, заколки, бигуди, мыло, шампунь, лак и др.).
Первые два из перечисленных наборов особенно важны в формировании характера маленького мужчины. Они вырабатывают умение, а главное – желание - мастерить что-то своими руками, учат мыслить самостоятельно, проявлять смекалку, развивают объёмное воображение.
Мало купить мальчишке такой набор, очень важно взрослому человеку – в идеале, папе или дедушке - показать какой инструмент для чего предназначен. И конечно же, не забудьте поиграть вместе с ребёнком, дав ему возможность самому придумать сюжет игры.
Дочки-матери
Поговорим об оборудовании для игры под кодовым названием «Дочки-матери». Напомним, методисты определяют сюжеты таких игр, как бытовые.
Неизменный восторг девочек вызывают наборы кукольной мебели (столы, стулья, шкафы для одежды и посуды, кровать); наборы игровой мебели и бытовой техники (прихожая, буфет, кухонная плита, разделочный стол, стиральная машинка, микроволновая печь и т. п.); наборы мягкой мебели (разнообразные диваны и кресла).
Кухня
На особом месте - игровой набор «Кухня» (плита с духовкой, мойка, воздухоочиститель, кастрюля, сковорода, чашки, ложки, вилки, нож, тарелки, чайник).
Редкая девчонка (как и взрослая женщина) останется равнодушной к различным наборам кухонной и столовой посуды. Рассмотрите вместе с ребёнком все предметы, обсудите, какие блюда можно было бы «приготовить» с их помощью. Эти знания очень пригодятся будущим хозяйкам.
В общем-то, всё вышеперечисленное годится для игр как в детском саду, так и дома. Главное, чтобы было между кем разделить роли, позволяющие обыграть задуманный сюжет.
Если бытовые сюжеты особенно интересуют девочек, то общественно-политическим сюжетам традиционно отдают предпочтение мальчики.
Пожарная станция
В рейтинге игровых наборов на эту тему лидирует «Пожарная станция» (диспетчерский пункт, гараж, вертолетную площадку, пожарные машины, место для заправки пожарных машин водой, бензоколонку, фигурки диспетчера и пожарных). В игре «в спасателей», безусловно, пригодится и набор «Горящий дом» (жилой дом с фигурками людей и собачки может быть трансформирован в горящее здание, где пожарные спасают человека, стоящего на балконе и т.д.).
Вообще игра «в спасателей» - одна из самых полезных для развития личности, ведь она формирует такие важные качества характера как сострадание, сопереживание, милосердие.
Кроме того, в данном случае можно говорить и о физическом развитии ребёнка, если использовать в игре набор «Полоса препятствий», состоящая из конусов, гимнастических палок, клипс (для соединения деталей), обручей и т. п.
Железная дорога
В прошлом – не таком уж далёком – игрушечная железная дорога считалась едва ли не лучшим подарком для мальчишки. Да что – мальчишки! – многие папы с превеликим удовольствием собирали «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» и запускали по ним чудо-вагончики. Но надо сказать, что стоило это советское весьма технологичное удовольствие недёшево, поэтому чаще всего игрушечные железные дороги приобретались в бюджетные организации – дома детского творчества или кружки юных техников. Позднее появились более доступные по цене железные дороги китайского производства, по котором ездил поезд с неизменным музыкальным сопровождением «Голубой вагон бежит, качается», и «дымом», идущим из тепловоза. Всё это замечательно, но где же тут место сюжетно-ролевой игре? Развитие сюжета предполагает взаимодействие несколько героев, в данном случаев – работников железной дороги, машиниста поезда, пассажиров… Все эти «люди» входят в современный набор «Железнодорожная станция», который к тому же включает в себя перрон, оборудованный зал ожидания в здании железнодорожного вокзала, подъездные пути, ну и, конечно, рельсы и вагоны.
Подчиняясь правилам ролевого поведения в игре, дети осваивают и моральные нормы, принятые в современном обществе. Они начинают понимать, какими мотивами руководствуются взрослые в той или иной деятельности, какие цели ставят перед собой. Именно в игре с сюжетом и «расписанными» ролями у детей формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.