Четыре вопроса о принципе наглядности в ДОО
Что?
Принцип наглядности — один из ключевых в дидактике — означает, что успех обучения дошкольников зависит от наибольшей вовлеченности органов чувств в освоение новых знаний. Познавая мир, дети должны наблюдать, измерять, экспериментировать. Такой подход к обучению непременно приведёт к желаемым результатам.
Когда?
Первым учёным разработавшим логичную теорию наглядности, как принципа дидактики, стал видный чешский педагог Ян Амос Коменский, живший в 17 веке.
В основу познания и обучения педагог поставил чувственный опыт и провозгласил «золотое правило дидактики»:
«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию…»
Позднее знаменитый русский педагог К. Д. Ушинский научно обосновал, что принцип наглядности лежит в основе обучения детей дошкольного возраста. Учёный утверждал, что «детская природа требует наглядности», что ребенок долго и напрасно будет мучиться над пятью незнакомыми ему словами, а связав с картинками двадцать таких же слов, он усвоит их с лёгкостью.
В современных ДОО на территории РФ при обучении детей во многом ориентируются на труды Коменского и Ушинского. Разумеется, методы и средства наглядности с каждым десятилетием, а то и годом, совершенствуются, но сам принцип наглядности, как основа обучения дошкольников, не подвергается сомнению.
Почему?
Необходимость применения принципа наглядности при обучении дошкольников объясняется конкретностью мышления детей младшего возраста. Главное правило учебных занятий с дошкольниками: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах.
Почему наглядность столь важна на раннем этапе обучения? Потому что наглядно-действенное и наглядно-образное мышление превалируют у детей дошкольного возраста. А понятийная форма мышления пока развита недостаточно.
Как?
Как же применяется принцип наглядности в современных ДОО? Наглядность — обязательный элемент обучающих занятий и самостоятельной деятельности детей, призванной закрепить знания. В детских садах используются преимущественно три вида наглядности.
-
Предметная наглядность. Предполагает изучение натуральных предметов внешнего мира, объёмных изображений (игрушек, макетов, муляжей овощей, фруктов).
-
Образная наглядность. Вниманию детей предлагаются картины, иллюстрации, слайды.
-
Условно-символическая наглядность. Дети знакомятся с математическими знаками, схемами слов, предложений, таблицами по изучению состава чисел.
Важно! Виды наглядности, применяемые на занятиях, должны быть адекватны предметам, понятиям и явлениям окружающего мира, отвечать уровню развития дошкольников, быть эстетически оформлены.
Куда обращаться?
Компания ЭДУКИД поможет обеспечить занятия в ДОО необходимыми пособиями, позволяющими качественно реализовать важный дидактический принцип – принцип наглядности.
-
Множество муляжей и аппликаций, разнообразные модели людей и животных, а также натуральные объекты понадобятся для использования предметной наглядности.
-
Печатные демонстрационные пособия необходимы, чтобы применять на занятиях образную наглядность.
-
Условно-символическая наглядность представлена в каталоге компании широким выбором дидактических материалов, игр и пособий.
Компания ЭДУКИД следит за новинками и постоянно пополняет ассортимент товаров в своём каталоге.