Развитие сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста
Сенсорная интеграция — это реакция нервной системы на информацию, полученную от органов чувств. Сигналы от систем обоняния, слуха, зрения сообщают человеку о том, что происходит вокруг и формируют правильную реакцию. Например, сигналы вестибулярного аппарата помогают обеспечить телу безопасное положение, неприятный запах продукта информирует о его несвежести и т. д. У детей с правильным сенсомоторным развитием эти процессы происходят автоматически, в случае отклонений от нормы ребенок испытывает проблемы со здоровьем и сложности в обучении.
Теория сенсорной интеграции, разработанная всемирно известным специалистом по развитию детей Джин Айрес построена на системном подходе к деятельности мозга. Она помогает устранить пробелы в развитии ребенка, обеспечить правильное поведение, повысить успеваемость в обучении. В последние годы эта методика становится популярной и в нашей стране. Для достижения поставленных целей применяют специальные методы сенсорной терапии с использованием современного оборудования.
Признаки нарушения сенсорной интеграции у детей
Ошибочно полагать, что нарушение сенсомоторного развития свойственно только детям с ограниченными возможностями. Такая особенность может появиться и у вполне здоровых ребят. И зачастую взрослые воспринимают признаки нарушения сенсорной интеграции как недостаток в воспитании. Хотя это не так. Проявления нарушений сенсомоторики можно заметить в различных направлениях:
- Тактильные нарушения. У ребенка может возникать неприязнь прикосновений или, наоборот, слабая реакция при тактильном воздействии.
- Дисфункция вестибулярного аппарата. Об этом свидетельствует нарушенная координация движений, недостаточная активность или гиперактивность малыша.
- Проприоцептивная дисфункция. Ребенок не может ощутить себя правильно в пространстве. Он часто падает; слишком топает, когда идет или бежит; прикладывает большую силу, чтобы удержать предметы.
- Аудиальная дисфункция. У малыша повышенная или, наоборот, слабая реакция на звуки. Он может бояться громко слушать музыку или напротив, не реагировать на громкие звуки, вплоть до того, что не откликаться на свое имя.
- Нарушения оральных функций. Проявляется в боязни кушать твердую пищу или, наоборот, пристрастии к несъедобным предметам, а также очень кислым или острым блюдам.
- Дисфункция обоняния. Слишком сильная или слабая реакция на запахи. Ребенок может отказаться от еды, поскольку ее запах кажется слишком резким или не переносить аромат парфюма. Либо, наоборот, он не чувствует даже весьма неприятный запах и не может установить источник его возникновения.
- Визуальная дисфункция. Чрезмерная реакция на яркий свет. Ребенок может плакать при интенсивном освещении, стремиться к уединению в темных местах. Недостаточная визуальная реакция. Малыш рисует слишком мелко или слишком крупно, не умеет различать цвета и формы, испытывает трудности при сборе пазлов.
- Артикуляционные нарушения. Ребенок не может определить источник звука, с трудом высказывает мысли, не различает голоса. Также у малыша может наблюдаться неразборчивая речь.
- Социальная дисфункция. Малыш испытывает трудности в общении с другими детьми, а также избегает диалога с близкими и родными.
- Нарушения эмоционального характера. Наблюдается эмоциональная нестабильность, когда малыш активен на индивидуальных занятиях с педагогом, а в окружении других ребят становится молчаливым и замкнутым.
- Игровая дисфункция. Многократно повторяет одно действие, требует вовлечение в игровой процесс мамы, избегает игр с ровесниками.
- Отклонения в саморегуляции. Ребенок слишком раздражителен, требует постоянного внимания, успокаивается с помощью дополнительных действий — укачиваний, поглаживаний и т. д.
- Дисфункция внутренней регуляции. У малыша может быть непредсказуемое поведение и настроение, он неправильно ощущает температуру окружающей среды, не умеет контролировать жажду, голод и т. д.
Важность коррекции нарушений в сенсорном развитии ребенка дошкольного возраста
Методы терапии сенсорной интеграции призваны создать условия для полноценного функционирования нервной системы посредством стимуляции тактильной, проприоцептивной, вестибулярной систем организма. Положительные изменения появляются естественным образом, как только восстанавливается работа нервных структур. Развитие сенсорной интеграции начинается еще в утробе матери и интенсивно продолжается до достижения школьного возраста. Важно не упустить ранние годы развития малыша, ведь развитая сенсорная интеграция влияет не только на здоровье человека в целом, но и успешность в различных видах деятельности.
Главные принципы сенсорной терапии
Сенсорная терапия в наше время получила широкое распространение в качестве профилактического использования в дошкольных учреждениях. Строится она на следующих принципах:
- Игровая форма — необходимая составляющая успешного развития сенсорной интеграции.
- Постепенное усложнение задач. Сначала детей учат реагировать на незначительные раздражители, а потом подводят к самым неприятным для них.
- Большое значение придают мотивации детей. Их заинтересованность как раз напрямую зависит от применяемого в процессе сенсорной терапии оборудования.
- Перед детьми ставят только посильные задачи, которые можно усложнить только при успешном предыдущем результате.
Виды занятий по развитию сенсорной интеграции
Важно, что применение метода сенсорной интеграции помогает успешно подготовить ребенка к обучению в школе. Для этого существуют различные виды занятий.
Занятия по лепке
Малыши очень любят лепить разнообразные фигурки из пластилина, который не ограничивает фантазию благодаря оптимальной структуре и богатой цветовой гамме. Занятия по лепке способствуют развитию тактильного восприятия, что входит в перечень задач терапии сенсорной интеграции. Чтобы обеспечить малышам взаимодействие с разнообразными текстурами, можно также использовать специальные массы для лепки и целые наборы для лепки, которые помогут познакомить их с различными предметами и формами.
Упражнение "Тяжелая работа"
Часто дети не могут контролировать уровень своего возбуждения. По этой причине им не сидится на месте, они проявляют небывалую активность и крушат все на пути. В этом случае успокоить нервную систему помогут упражнения с отягощением. Конечно, специалисты ни в коем случае не предлагают малышам поднимать гири, штанги и тяжелые предметы. Вместо этого стоит использовать специальное оборудование для детей: утяжеленная подушечка, жилет Совы, шарф Совы.
В результате упражнений с подобными предметами малыш получает необходимую сенсорную нагрузку, которая успокаивает нервную систему.
Программы для сна и расслабления
Зачастую отклонения сенсорного восприятия сопровождаются проблемами с засыпанием. Чрезмерно возбужденная нервная система не способна обеспечить глубокий полноценный сон. Для решения этой проблемы существуют следующие способы ее решения:
- Стимуляция глубоким давлением благодаря использованию утяжеленного одеяла или одеяла Совы
- Прослушивание спокойной, расслабляющей музыки.
- Релаксирующие воздушно-пузырьковые трубки, обеспечивающие поразительный эффект за счет стимуляции зрительного аппарата.
- Приборы для ароматерапии, которые позволят расслабиться перед сном.
Игры с использованием песка и воды
Игра с песком и водой была излюбленным времяпрепровождением в любые времена. И если наши бабушки и дедушки довольствовались только песочницей и примитивными формочками, то у современных детей для тактильной стимуляции намного больше возможностей. Разнообразные Центры воды и песка, а также передвижные столы для игр с песком и водой позволяют организовать увлекательный досуг с ожидаемым терапевтическим эффектом в любом ДОО.
Игры с тоннелями и палатками
Подобные игры весьма полезны для сенсорной интеграции и при проявлении фантазии станут прекрасным инструментом для сенсомоторного развития. Использование фиброоптического туннеля полезно для крупной моторики, способствует развитию координации и вестибулярных реакций. Детям, перегруженным сенсорными стимулами, будет полезно отдохнуть в уютном домике в расслабляющей атмосфере.
Игрушки с эффектами
Для развития сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста могут использоваться игрушки со световым, звуковым, вибрационным эффектом. Они не только несут огромную пользу, но и способны надолго занять малышей. Для стимуляции или успокоения нервной системы применяют вибрирующие игрушки, многообразие которых позволяет придумывать новые сюжеты для игр с малышами. Поскольку развитие сенсомоторики представляет собой комплекс упражнений, то не обойтись без таких полезных игрушек как Тоннель для исследований и Развивающий центр, которые формируют зрительное внимание, тренируют пальцы, развивают фонетические навыки.
Сенсорные комнаты
Для организации специальной среды, оборудованной таким способом, чтобы воздействовать на все органы чувств человека, ДОО комплектуют сенсорными комнатами. Подобные готовые решения подходят как для развивающих и терапевтических занятий, так и сеансов, нормализующих психоэмоциональное состояние ребенка.
Оборудование для развития вестибулярного аппарата и проприоцептивной системы
Недостаточно развитая проприоцептивная система создает проблемы с мелкой и крупной моторикой, мешает нормальной координации, не может обеспечить плавность движений. Ребенок с подобными особенностями испытывает трудности при ползании, ходьбе, езде на велосипеде. Также ему трудно освоить навыки письма и рисования.
Успешным решением по комплексному развитию сенсорной интеграции является сенсорно-динамический зал, который можно приобрести в различной комплектации. Подобное оборудование полезно как для детей с ОВЗ, так и обычных ребят, которым также важно обеспечить полноценное развитие на этапе раннего возраста.
Самым главным преимуществом сенсорно-динамического комплекса является получение детьми полноценного сенсомоторного опыта, которого невозможно добиться с помощью традиционных спортивных комплексов. Через подобную игру у ребят формируются необходимые двигательно-сенсорные навыки, необходимые для полноценного физического и психического развития.
Подвешенные в воздухе снаряды можно закреплять различным способом, тем самым регулируя уровень нагрузки под конкретного ребенка, определенную группу ребят. Продуманный комплекс позволяет чередовать игры и задания, что положительно влияет на развитие мышления, речи, эмоциональное состояние детей.
В качестве дополнительного оборудования для развития сенсорной интеграции можно использовать следующие тренажеры:
Компания Эдукид предлагает обширный перечень изделий для развития сенсомоторных навыков, имеющих важное значение для гармоничного развития детей дошкольного возраста.
Мы поможем Вам вырастить здоровых, умных и счастливых детей!