Использование современных технологий для оздоровления дошкольников в условиях ДОО
Грамотная профилактика и оздоровительная работа в детском саду помогают создать оптимальные условия для психофизического развития, снизить влияние негативных факторов и вирусную нагрузку, риск заболеваемости ОРВИ и COVID-19.
Ухудшение здоровья детей — глобальная проблема. Растет количество случаев хронических патологий и нарушений развития, снижаются двигательная активность, выносливость, познавательные способности, увеличивается частота респираторных заболеваний. Причины кроются в плохой экологии, некачественном питании, падении уровня жизни, социальном окружении.
Задачи оздоровительной работы в ДОУ
Охрана детского здоровья — одна из приоритетных целей государства и дошкольных образовательных организаций. ФГОС ДО направлен на обучение, воспитание и всестороннее гармоничное физическое, психоэмоциональное и интеллектуальное развитие каждого ребенка.
Результат эффективной физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста — сохранение, восстановление и укрепление здоровья. Решение этих задач требует комплексного подхода.
Необходимо:
- создавать в детском саду здоровьесберегающую среду и благоприятные условия для психофизического развития всех детей с учетом состояния здоровья, развития и функциональных возможностей;
- соблюдать требования СанПиН и внедрять профилактические программы для снижения заболеваемости сезонными респираторными заболеваниями, частоты ЛОР-патологий, рецидивов хронической аллергии;
- использовать современные технологии укрепления детского здоровья, основанные на актуальных исследованиях и педиатрической практике, и нетрадиционные методы профилактики и оздоровления с доказанной эффективностью;
- показывать значение здорового образа жизни, физической активности, правильного питания и режима дня, гигиены детям и родителям, поскольку ребенок копирует привычки в семье.
Формы, новые технологии и методы оздоровления дошкольников в ДОО
Для правильного развития детей, повышения функциональных резервов и устойчивости организма к физическим, психоэмоциональным нагрузкам и негативным внешним факторам можно применять разные методы и формы оздоровительной работы в ДОУ.
Соблюдение требований СанПиН к вентиляции помещений
Микроклимат, кратность воздухообмена и качество воздуха оказывают большое влияние на здоровье: частоту случаев аллергии и астмы, общее самочувствие, активность и утомляемость. Все помещения должны регулярно проветриваться — каждые 1,5 часа в любое время года.
Поддерживать чистоту и влажность воздуха помогают современные средства:
- бактерицидный увлажнитель-ионизатор, снижающий концентрацию вредных микроорганизмов в воздухе за счет его насыщения ионами серебра;
- ионизатор «Снежинка», очищающий воздух от пылевых частиц, бактерий и увеличивающий содержание отрицательных ионов кислорода.
Выполнение рекомендаций СанПиН к режиму дня, процессам обучения и воспитания
Режим дня в группах: количество и длительность прогулок, бодрствования, дневного сна, обучения и игр должен соответствовать возрасту детей. Для гармоничного развития ребенку необходима двигательная активность, которая должна занимать не меньше 50% от времени бодрствования. Гипокинезия или недостаток движения, характерный для современных детей, отрицательно влияет на дыхательную и сердечно-сосудистую систему.
Развивать двигательную активность можно совместно с обучающими занятиями. Для этого используют инновационные комплексы, которые подходят для разных возрастных групп и детей с ОВЗ:
- Интерактивные скалодромы. Подключают все группы мышц во время лазания, развивают ловкость и позволяют в игровой форме учить формы, цвета, буквы, цифры.
- Интерактивные полы. Позволяют проводить обучение в формате игры, улучшают координацию движений и тренируют память, внимание и логику.
- Интерактивные стены. Образовательный комплекс с подвижными занятиями по разным темам, запускаемый на любой поверхности.
- Комплект «Играй и развивайся». Обучающие игры по математике, экологии, развитию речи, в процессе которых дети взаимодействуют с комплексом с помощью движений.
Соблюдение требований СанПиН к занятиям физкультурой
Занятия физкультурой, гимнастика, динамические паузы направлены на оздоровление и физическое развитие дошкольников: силы, скорости и четкости движений, гибкости и выносливости. Они помогают «выпустить пар», избежать переутомления при обучающих занятиях, формировать личностные качества.
В работе можно использовать:
- Интерактивный комплект «Физкультура с Умкой». Комплекс общеукрепляющих упражнений для веселых занятий, при которых нужно управлять медведем жестами.
- Тренажерно-информационный комплекс «ТИСА». Комплект оборудования для развития равновесия, мышц спины, рук и ног, формирования осанки, профилактики плоскостопия.
Применение эффективных методик оздоровления детей в ДОО
Физиотерапия и новые технологии в оздоровлении дошкольников имеют большой потенциал. Они помогают укреплять иммунитет, используются в массовой профилактике и индивидуальных программах, позволяют проводить гибкую и эффективную работу по укреплению здоровья.
К ним относятся:
- Галотерапия или соляные комнаты. Благодаря особому микроклимату используются для профилактики болезней кожи и легких, ОРВИ и COVID, улучшения общего состояния здоровья.
- Дыхательная гимнастика. Комплекс упражнений для разносторонней помощи организму: внутренним органам, легким, кровоснабжению, верхним и нижним дыхательным путям, который можно проводить и в соляной комнате.
- Валеологические игры. Позволяют развивать слух, глазомер, знакомить детей с приемами релаксации, а также своим телом и полезными привычками.
- Кислородные коктейли. Улучшают общее самочувствие и сон, применяются для профилактики простудных заболеваний.
Используется в детских садах и психокоррекционная практика, в которой применяются современные методы сенсорной, поведенческой, игровой, арома- и арттерапии.
Реализовать их помогают:
- Сенсорные комнаты, в которых используются методики аудиального, тактильного и визуального воздействия, показанные при стрессовых расстройствах.
- Оборудование и инвентарь для сенсорной интеграции, применяемый при расслабляющих и активизирующих занятиях, в том числе с детьми с ОВЗ: ДЦП, аутизме, задержке психического развития, речевых нарушениях.
- Сенсорно-динамические залы, позволяющие развивать двигательные навыки, координацию движений и активизировать работу мозга.
Взаимодействие с родителями для приобщения семей к ЗОЖ, физкультуре и спорту
Формирование правильных привычек и образа жизни начинается с семьи. Оздоровительная работа, проводимая в саду, должна поддерживаться дома действиями родителей.
Информационные стенды — одна из форм взаимодействия ДОО и семьи. Они позволяют размещать полезную и наглядную информацию о консультациях для родителей, об активном отдыхе, правильном питании, оздоровительных мероприятиях и профилактике заболеваний.
ЭДУКИД предлагает широкий ассортимент оборудования, инвентаря, интерактивных средств, игр для оснащения детских садов и построения современной оздоровительной системы. Мы помогаем с выбором и доставляем заказы по всей России.