Особенности развивающей предметной среды для детей с ОВЗ в ДОО
Доступ к образованию должен быть равным для каждого, вне зависимости от индивидуальных, физических и психических особенностей. Это требование современного мирового общества. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает включение детей с ОВЗ в обучающий и воспитательный процесс наравне с нормотипичными или здоровыми сверстниками и создание в обычной группе комфортных условий для адаптации.
В основе инклюзии лежит устранение социального неравенства и реализация прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на качественное образование, свободное развитие и проявление способностей. Процесс обучения должен быть непрерывен на всех ступенях образовательной лестницы.
Какие документы регламентируют создание в ДОО условий для детей с ОВЗ
Сегодня родители ребенка с психофизическими особенностями здоровья могут выбирать для него любую дошкольную образовательную организацию. В свою очередь, ДОУ должно создать в инклюзивных группах компенсирующей направленности условия, которые сделают воспитание и образование доступными без дискриминации.
Право на совместное дошкольное образование детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками закреплено в ст.79 №273-ФЗ «Об образовании». Рекомендации к формированию комбинированных групп в ДОО даны в СанПиН 2.4.1.3049-13. В соответствии с разделами II и III ФГОС образовательная программа должна адаптироваться для детей с ОВЗ с помощью специальных методик, материалов и занятий и, при необходимости, с привлечением дополнительных педагогов.
Кого относят к «особенным» детям и категории ОВЗ
Ребенок с ОВЗ имеет нарушения или задержки в психическом и/или физическом развитии и нуждается в особых условиях для воспитания и обучения. Необходимость в создании этих условий подтверждает заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), которую обязана пройти семья, и которая конкретизирует требования к программе, методам, техническим средствам и материалам обучения.
Категории ОВЗ:
- нарушения слуха — дети с частичной, глубокой двусторонней тугоухостью и глухотой, которые сопровождаются затрудненной речью и полным её отсутствием;
- нарушения зрения — обучающиеся с остаточным и слабым, пониженным или пограничным зрением и коррекцией очками, косоглазием и амблиопией, слепые;
- нарушения опорно-двигательных функций — ДЦП (детским церебральным параличом), расстройствами координации, ограниченным объемом и силой движений;
- нарушения речи — обучающиеся с проблемами произношения, восприятия слов, нарушениями развития и отсутствием речи;
- задержка психического развития — с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, нервно-психическими расстройствами;
- умственная отсталость разной степени — с необратимыми стойкими нарушениями интеллектуального развития;
- аутизм — с нарушениями активной коммуникации с окружающей средой, социализации и развитием навыков;
- множественные дефекты — с комбинацией физических и психических отклонений в развитии.
Для детей каждой категории необходимы конкретные условия обучения, учитывающие их особенности и возможности.
Как строится образовательный процесс для детей с ОВЗ в детском саду
Предметно-развивающая среда для детей с ОВЗ в детском саду строится, исходя из отклонений в развитии, индивидуальных психофизических особенностей и потребностей каждого ребенка. Она должна обеспечивать его психологический комфорт и всестороннее развитие, формировать навыки и умения, приобщать ко всему, что доступно здоровым сверстникам.
Ключевой принцип создания развивающей предметной среды — не «особый» ребенок подстраивается под условия в ДОО, а образовательная программа и окружающая среда адаптируются под него.
Оборудование для групп и уличных площадок для детей с ОВЗ в ДОУ
Для эффективной работы с «особыми» детьми и реализации образовательной программы необходимо материально-техническое обеспечение. В группе формируется многофункциональная предметно-развивающая среда, которая безопасна, может легко трансформироваться и обеспечивает комплексное развитие.
Для создания развивающей предметной среды рекомендуется использовать:
- массажные мячики, музыкальные игрушки, зеркала для тренировки речи, игры для развития речевого дыхания при речевых патологиях;
- светящиеся и текстурированные наборы, тактильные пазлы, сенсорно-тактильные наборы и развивающие центры, настольные игры со шрифтом Брайля при нарушениях зрения;
- говорящие книги, шумовые, адаптированные музыкальные наборы и развивающие центры при нарушениях слуха;
- опоры для сидения для детей разного роста, регулируемые по высоте столы для инвалидов-колясочников, различные шнуровки, бизиборды, наборы для развития моторики при нарушениях двигательных функций;
- мягкие модули, муляжи, полифункциональные комплекты коррекционно-развивающих материалов при задержках психического и интеллектуального развития;
- специальные наборы для аутистов для развития коммуникативных навыков при нарушениях аутистического спектра.
Функциональной, доступной и безопасной должна быть окружающая среда и на улице. Для площадок ДОО с инклюзивными группами рекомендуются яркие песочницы, игровые комплексы с интерактивными панелями и пандусами, широкие качели-балансиры и карусели с доступом для инвалидов-колясочников.
ЭДУКИД поможет подобрать оборудование для детей с ОВЗ в ДОУ с инклюзивным образованием и коррекционные детские сады. Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для создания предметно-развивающей среды, бытовой адаптации и оснащения кабинетов специалистов.